MES-системы и эффективное управление производством

Приглашаем на семинар!



13-14.02.2025 г., г. Москва, до начала 49 дней!

MCM8 Построение систем класса MES для эксплуатирующих компаний

Подайте заявку на участие прямо сейчас!

img23

Тренинг-референс визит "Управление машиностроительным предприятием - формирование производственных расписаний". Как это было.

День первый

Началась поездка со встречи в аэропорту. В назначенное время в назначенное место все прибыли без опоздания. Особенно приятно было наблюдать встречу тех, кто едет с нами уже не в первый раз. Ольга Усанчикова раздала всем информационные конверты и паспорта. Все посмотрели друг на друга, познакомились и сели пить кофе в баре. Авиакомпания FinnAir подарила для этого мероприятия целый час - вылет задержался.

В результате с опозданием на один час вылетели из Москвы. На пересадку в Хельсинки (такой сложный маршрут был выбран по техническим причинам) отводилось первоначально 4 часа, но из-за опоздания этот срок сократился. В результате не все участники делегации рискнули покинуть территорию аэропорта, только четверо самых отчаянных взяли такси и на 30 минут уехали погулять по центру города. Всё получилось, даже вернулись вовремя без опоздания.

Вторая часть перелёт прошла в штатном режиме по расписанию, в аэропорту Франкфурта ждал автобус, который за полтора с небольшим часа привёз нас к нашему отелю в г. Мосбах. Время было уже позднее, поэтому недолго думая сели ужинать в ресторане при гостинице. Сразу почувствовали, что мы в Германии. Свежее пиво, парное мясо, приготовленное по фирменному рецепту. Красота. И все вокруг говорят по-немецки.

День второй

Утром следующего дня в отель приехал Карл Шнеебауэр, управляющий партнёр компании MPDV. Немного пообщавшись за завтраком в гостинице, на предоставленном транспорте отправились в офис компании MPDV, где и было запланировано проведение семинара. В суете сборов одного члена делегации, как выяснилось, забыли в отеле. За ним съездили отдельно. Это всё очередной раз доказывает, как важно всё делать в установленное расписанием время.

Во дворе офиса компании MPDV нас встречал российский флаг, а в фойе стоял огромный монитор на котором были приветственные слова в адрес делегации из России. Причём не просто абстрактно, а пофамильно. Мелочь, а приятно.


Начался первый день занятий. После небольшого вступительного слова и знакомства с приехавшими гостями, Карл Шнеебауэр стал рассказывать о моделях планирования в MES-системах и как на основании этих моделей строить производственные расписания. Семинар проводился на английском языке, переводил Решетников Игорь. В перерыве на кофе все с удовольствием гуляли по внутреннему дворику офисного здания MPDV.

Пообедали тут же в офисе. После обеда все сели в поданный автобус (теперь в полном составе, без потерь) и выехали на первый референс-визит на завод MAGNA Mirrors, г. Дорфпрозелтен. Бавария, территория немецкой автопромышленности. Почти два часа ехали по немецким городкам. Всё маленькое, аккуратное. Но никаких признаков "провинции". Совсем не как у нас, видна децентрализация экономики.

На заводе нас уже ждали. Переговорная комната была подготовлена, в зале были установлены промышленные терминалы, на которые была выведена информация с производственной управляющей системы. Презентация была на английском языке, но для страховки на встрече присутствовал русскоговорящий сотрудник завода (из Белоруссии), а проводил презентацию Дэнис Шмидт, руководитель группы поддержки производственных систем. Нам рассказали о структуре предприятия, его взаимодействие с другими заводами группы MAGNA, о модели управления производством. Предприятие, на котором мы были, специализируется на производстве зеркал для автомобилей Фольксваген и др.


Далее пошли формальные моменты. Мы подписали какие-то документы, что что-то обязуемся в плане обеспечения безопасности и секретности. После этого нам провели экскурсию по производственным помещениям завода, детально показали сборочный участок, рассказали про схему обеспечения гарантированного качества выпускаемой продукции.

После экскурсии по производству снова собрались в переговорной комнате, у участников была возможность задать вопросы и получить компетентные ответы. Напоследок все получили памятные сумки с логотипом завода. Молодцы, умеют красиво встретить!

На автобусе вернулись в Мосбах, где нас ждал ужин в лучшем ресторане города. Снова мясо, пиво, а под конец вечера - малиновая самогонка и прочие изыски. До отеля было недалеко и по мере прихода усталости все небольшими группами уходили спать. Наутро всех ждали новые поездки и занятия. Тем более, что по результатам неформального общения за столом было принято коллективное решение слегка изменить программу третьего дня визита.

День третий

Третий день начался с ощущения ожидания чего-то очень интересного. Ещё бы, предстояла экскурсия в технический музей г. Синсхейм. Место просто уникальное, в Германию стоит съездить хотя бы для того, чтобы побывать здесь! На огромной площади под открытым небом и в павильонах собраны уникальные экспонаты, отражающие развитие техники на нашей планете. От первых велосипедов до ТУ-144. Да, это единственное место, где можно побывать внутри ТУ-144 и Конкорда, посмотреть на автомобиль, снимавшийся в фильме "Назад в будущее", проследить всю историю развития авиации от первых "этажерок" до современных лайнеров, увидеть эволюцию трактора от одноцилиндрового до суперсовременного и т.д. Словами это передать невозможно. И при этом всё расставлено настолько продумано, что при сумасшедшей плотности размещения экспонатов, каждый можно увидеть в полный размер так, чтобы он не был закрыт другими. Фантастика, но это так.


К сожалению, времени было откровенно недостаточно для осмотра всего такого внушительного собрания - нас ждал следующий референс-визит. По планам это должен был быть завод PUCARO, но, учитывая пожелания участников о том, что они хотели бы увидеть в первую очередь, поехали в другое место - на завод Synventive. Единичное и мелкосерийное производство инжекторных систем к пресс-формам для термопластавтоматов. На первый взгляд, ничего интересного, но на самом деле очень много. Хотя бы то, что работа конструкторского отдела так же охвачена MES-системой и разработка конструкции и техпроцессов рассматривается как часть производственного процесса.

Презентацию проводил начальник отдела информационных технологий завода, г-н Ральф Охлмюллер, человек, который собственноручно внедрял систему и вводил её в производственный процесс. Много говорили о модели мотивации, о том, как принимали систему рабочие и т.д. После этой теоретической части была экскурсия по производству. Интересного было много - и модель работы одного оператора на двух станках (до внедрения автоматизированной системы управления не могли добиться эффективности такой схемы), и один терминал на несколько рабочих мест, и старинные компьютеры с ЭЛТ-мониторами для общего доступа в цехах (зачем тратить лишние деньги?), и схема учёта рабочего времени с момента запуска производственного задания, и модель организации производства со свободным (в некотором диапазоне) графиком прихода и ухода, и планирование отпусков в MES-системе, и организация канбан-поездов и ещё много другого. Довольны остались все.

А закончился день в живописнейшем месте - в г. Хайдельберг. Каждый уважающий себя немецкий миллионер имеет здесь свой дом. Так нам охарактеризовал этот городок Карл Шнеебауэр. И действительно: сам город и панорама были просто завораживающие. А ещё на горе там был старинный замок. После 15-минутного восхождения по крутой мощёной камнем дорожке все почти два часа с удовольствием гуляли по замку, по окружающему его парку. Тишина и умиротворение. И на каждом дереве в парке - инвентарный номер.


Поужинали в местном ресторане, свиная рулька была выше всяких похвал. Но, время поджимало, и вечерним поездом поехали "к себе" в Мосбах. Надо отдать должное, немцы в поезде никак не реагировали на нашу весёлую компанию. Спокойно продолжали сидеть и читать газеты. Молодцы. Приехали уже за полночь и все разошлись отдыхать. Или почти все.

День четвёртый

Утро, как и было запланировано, началось с семинара в офисе MPDV. Карл Шнеебауэр поднял очень интересный и полезный вопрос: как правильно сформировать требования и спецификацию к системе управления производством MES-уровня. Не так то уж это и просто на самом деле. А после началось самое интересное - завод AUDI. Туда поехали после утреннего семинара, а по дороге заехали сфотографировались в здании штаб-квартиры компании SAP. Размеры комплекса зданий воистину поражают своим размахом.

Но вот, наконец, прибыли в г. Некаршульм, где расположен небольшой музей AUDI и один из заводов. Точнее, комплекс из нескольких заводов. Сначала около часа бродили по музею, рассматривали машины, с которых всё начиналось. А в установленное время к нам вышел сотрудник завода Ларс Руоф и началась экскурсия по заводу, где выпускают AUDI RX-8. Это спорткар, который конкурирует с такими известными марками как Порше или Ламборгини. На них даже устанавливаются коробки передач от Ламборгини и окрашивают их в одной камере. Да-да, машины Ломбаргини красят на заводе AUDI и потом отправляют в Италию.

RX-8 для тех, кто не знает, собирается полностью вручную, пространственный каркас автомобиля сваривается из алюминиевых деталей. Выпускают всего 12 автомобилей в день. На каждом этапе - лазерный контроль геометрии. Точность 0,1 мм при ручной сварке - это мистика. Но на заводе AUDI это реальность. Конвейерный способ сборки, переход на следующий этап через 30 минут. На каждом участке работа организована бригадой в 10 человек, раз в 2 часа рабочие меняются местами, один находится на складе (супермаркете) и комплектует рабочие ячейки. Просто, но эффективно. На каждом рабочем месте огромный плакат с конфигурацией конкретного автомобиля. Такой же на капоте.

Прошли весь цикл: сборка передней, средней и задней частей каркаса, их соединение, установка узлов и агрегатов, "свадебный участок", где на шасси устанавливается корпус, покраска, сборки интерьера и установка элементов экстерьера. На каждом шаге рассказывали про используемые технологии и подходы к обеспечению качества. Конечно, были элементы откровенной рекламы, но и полезной информации было очень много. Например, что алюминиевые детали привозят за 3 часа до их установки, поэтому перед сваркой нет необходимости обрабатывать поверхность. И т.д. и т.п.

В завершение посмотрели на тестирование только что сошедшего с конвейера автомобиля в тестовом боксе. Звук мотора на скорости 350 км/ч восхищает! Далее этой машине предстоит тестовый трек на территории завода, тестирование на немецком автобане и только после этого машину отправится к своему владельцу. RX-8 выпускается ограниченной серией и эта серия уже заканчивается...

Далее был обед в ресторане AUDI - все сотрудники ресторана являются сотрудниками компании AUDI. Каждому покупателю машины, кто забирает её прямо с завода, обед в этом ресторане полагается в подарок. Так что немного мы уже почувствовали себя владельцами новенькой AUDI.

После обеда нас ждала вторая экскурсия - на сборочную линию автомобиля представительского класса AUDI A8. Тут уже всё было совсем по-другому. Словно попадаешь в фантастический фильм о будущем. Роботы, манипуляторы, крутят под потолком кузова автомобилей. Впечатляет. Сварочные зоны закрыты укрытиями, а снаружи висят терминалы, показывающие изображения с установленных внутри камер. Опять прошли весь цикл. Узнали, где возникают нюансы, типа удлинённого кузова или пуленепробиваемой конфигурации. Посмотрели, как монтируют двигатель и прочие агрегаты, как "женят" шасси и кузов, ставят машину на собственные колёса, заправляют 10 л. бензина.

Потом нас привели на стадию финального тестирования, где первый раз запускают двигатель. Наш гид предложил постоять и посмотреть, как это произойдёт на очередном автомобиле. Мы с интересом ждали. Двигатель НЕ запустился! Нашему ликованию не было предела. Более того, когда гидравлическим подъёмником стали скатывать машину со сборочного участка, рабочий её не удержал и довольно сильно ударил спущенный перед этим автомобиль. Вот тебе и AUDI. Гид не растерялся, рассказал, что это не страшно, качество позволяет и т.д. и т.п. Выкрутился, одним словом. Профессионал.

Напоследок нас подвели к постаменту, на котором был установлен каркас A8-й. Поразительно, но его можно свободно поднять с одной стороны одной рукой! Алюминий - воистину материал для самолётов и супер-авто! Экскурсия на завод на этом закончилась.


А после завода по производству автомобилей началась экскурсия ещё на один завод. Очень ответственное производство, даже не понятно к какому типу его отнести. То ли непрерывное, то ли рецептурное, то ли дискретное... Винодельня. Там и и баки для брожения и купажирование и расфасовка по бутылкам, маркировка и пр. Автоматизации там нет, поскольку не нужна (предприятие небольшое), но на саму организацию процесса посмотреть было крайне интересно. Естественно, не обошлось без дегустации, рассказа о том, чем отличаются различные вина, почему марка одна, а цена разная. Встречал нас, стоит заметить, лично владелец винодельни.

Поскольку это был последний вечер этой поездки в Германии, завершить день решили так же, как и начинали - в ресторане отеля. Как уже все привыкли, хорошо поели, весело поговорили (несколько раз нам делали замечание, что ведём себя слишком громко), и разошлись - кто спать, кто - гулять по ночному Мосбаху.

День пятый

Вот и наступил завершающий день визита. Утром подъехал автобус, забрал нас сначала в магазин с местными сувенирами (до этого не было возможности попасть в город в часы работы магазинов), потом повёз в аэропорт Франкфурта. Ехали немного другой дорогой - меньше по автобанам, больше по дорогам местного значения. Часа через два прибыли в аэропорт, зарегистрировались на рейс, сдали багаж и на местном метро уехали гулять по центру Франкфурта.

Центральные пешеходные улицы, старый город, магазины, рестораны - каждый нашёл себе впечатления по душе. Но группа оказалась на редкость дружной и сплочённой, в назначенное время все собрались в небольшом местном ресторанчике - фаст-фуд по-немецки. Рулька, сосиски, рёбрышки и пр. - на развес. 2 евро залог за тарелку, 1 евро - за бутылку. Но вкусно. Кое-кто даже взял еду с собой в дорогу.

Вот и снова аэропорт. Спокойный, без раздевания и обыска предполётный досмотр и мы в самолёте. В Берлине перешли на другой терминал, пересели в самолёт до Москвы. Вот и аэропорт прилёта - Домодедово. Слёзы расставания, общая фотография на память. Мы снова на Родине, путешествие закончилось. Или почте закончилось - многих ждал ещё один перелёт на следующий день.


Вы находитесь: MES-Мероприятия :: Практикумы :: Референс-визиты :: 2012 год :: Германия-2012 - Отчёт